Исследование влияния человеческих факторов на скорость движения рельсового городского транспорта
https://doi.org/10.17586/2226-1494-2022-22-1-60-66
Аннотация
Предмет исследования. Представлена модель оценки состояния транспортных узлов движения общественного рельсового транспорта. Исследована зависимость скорости движения рельсового городского транспорта от влияния внешних случайных факторов, зависящих от человека (human factors). Учтены такие факторы, как движение других транспортных средств и пешеходов, ремонтные работы на участках дорог, а также плотность потока транспортных средств и пешеходов. Предложенная модель оценки транспортного узла содержит множество перекрестков, линий движения рельсового транспорта и полос смешенного движения в рамках правил дорожного движения. Метод. Решение задачи построено на методологии мультиагентных систем. Основа предложенного подхода — определение архитектуры отдельных агентов, входных параметров предполагаемых откликов системы. Для построения модели движения транспортных потоков с различными видами транспортных средств использована программная платформа PTV Vissim. Основные результаты. В ходе симуляции мультиагентной системы выявлена значительная зависимость скорости движения городского рельсового транспорта от плотности потока движения и наличия ремонтных работ. Отличительная особенность предложенного подхода — учет влияния человеческого фактора. Практическая значимость. Полученный подход может быть использован при проектировании транспортных узлов беспрепятственного движения беспилотного рельсового городского транспорта.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. А. ЛяховенкоРоссия
Ляховенко Юлия Александровна — студент
sc 57216353188
Санкт-Петербург, 197101
И. Ю. Попов
Россия
Попов Илья Юрьевич — кандидат технических наук, доцент
sc 57202195632
Санкт-Петербург, 197101
Список литературы
1. Krokos K.J., Baker D.P. Preface to the special section on classifying and understanding human error // Human Factors. 2007. V. 49. N 2. P. 175–177. https://doi.org/10.1518/001872007X312414
2. Cacciabue P.C. Human error risk management methodology for safety audit of a large railway systems // Rail human factors: supporting the integrated railway / ed. by J.R. Wilson, B. Norris, T. Clarke, A. Mills. London: Ashgate Publishing, 2005. P. 353–365. https://doi.org/10.4324/9781315089201-32
3. Branton R. Investigations into the skills of train driving // Ergonomics. 1 9 7 9. V. 2 2. N 2. P. 1 5 5 – 1 6 4. https://doi.org/10.1080/00140137908924600
4. Buck L. Errors in the perception of railway signals // Ergonomics. 1 9 6 3. V. 6. N 2. P. 1 8 1 – 1 9 2. https://doi.org/10.1080/00140136308930688
5. Rosmuller N., Beroggi G.E.G. Group decision making in infrastructure safety planning // Safety Science. 2004. V. 42. N 4. P. 325–349. https://doi.org/10.1016/S0925-7535(03)00046-8
6. Slamen A., Schock A., Ryan B., Wilson J.R. Human factors analysis of the work of the engineering supervisor: restricted report of Network Rail. London, 2004.
7. Hale A.R., Heijer T., Koornneef F. Management of safety rules: the case of railways // Proc. of the Third International Symposium on Safety and Hygiene. Porto, Portugal, March 2003.
8. Slamen A., Coleman N. The application of ergonomics to standards development for VDU based signalling control systems // Rail human factors: supporting the integrated railway / ed. by J.R. Wilson, B. Norris, T. Clarke, A. Mills. London: Ashgate Publishing, 2005. P. 239–250. https://doi.org/10.4324/9781315089201-22
9. Bourne A., Carey M. Integrating human factors into the development of railway systems // People in Control: The Second International Conference on Human Interfaces in Control Rooms, Cockpits and Command Centres. Manchester, 19–21 June 2001. P. 25–30. https://doi.org/10.1049/cp:20010427
10. Морозов И.И., Гасников А.В., Тарасов В.Н., Холодов Я.А., Холодов А.С. Численное исследование транспортных потоков на основе гидродинамической модели // Компьютерные исследования и моделирование. 2011. Т. 3. № 4. С. 389–412.
11. Захаров Ю.И., Карнаух Е.С. Основные современные инструменты имитационного моделирования транспортных потоков // Вісник Придніпровської державної академії будівництва та архітектури. 2014. № 1(190). C. 46–51 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-sovremennye-instrumenty-imitatsionnogo-modelirovaniya-transportnyh-potokov (дата обращения: 15.10.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Ляховенко Ю.А., Попов И.Ю. Исследование влияния человеческих факторов на скорость движения рельсового городского транспорта. Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2022;22(1):60-66. https://doi.org/10.17586/2226-1494-2022-22-1-60-66
For citation:
Lyakhovenko J.A., Popov I.Yu. A study of the influence of human factors on the speed of urban rail transport. Scientific and Technical Journal of Information Technologies, Mechanics and Optics. 2022;22(1):60-66. (In Russ.) https://doi.org/10.17586/2226-1494-2022-22-1-60-66