Методика организации и проведения исследования по оценке потребительской способности
https://doi.org/10.17586/2226-1494-2023-23-1-136-141
Аннотация
Предмет исследования. Предложена методика определения особенностей поведения пользователей (их потребности, покупательской активности и структуры затрат) в зависимости от изменения и катастрофизации ситуации.
Метод. Для выполнения полунатурных исследований (опросов в игровой форме) в области поведенческой экономики создан стенд на основе информационной технологии цифровых ассистентов- аватаров. Применение стенда позволяет осуществлять симуляцию реальных жизненных ситуаций. В ходе исследования участникам каждую внутриигровую неделю необходимо проводить закупки на следующую неделю с учетом собственных представлений о ситуации. Ситуация моделируется путем предъявления участникам сообщений в формате новостной ленты мобильного приложения. После предоставления игровой информации (стимульного материала) участники должны ответить на вопросы о субъективном отношении к стабильности текущей игровой ситуации; самочувствии; интересе к каждой конкретной новости; склонности к импульсивным покупкам в стрессовой ситуации; потребительской активности; возможных внутриигровых планах на будущее.
Основные результаты. Предложено использование мобильного приложения на основе информационной технологии цифровых ассистентов-аватаров с целью сбора и анализа данных пользователей. Разработана методика организации и проведения исследования по оценке потребительской способности. Методика включает в себя следующие этапы: подготовка и сбор предварительной (доигровой) информации о целевой аудитории; проведение исследования с предоставлением стимульного материала (информационного контента), в котором описывается ситуация в окружающей среде (мир, страна, город и т. д.); предоставление вариантов выбора дальнейших действий пользователя как потребителя.
Практическая значимость. Разработанная методика позволяет выявить особенности потребительского поведения и структуру потребления на общей выборке пользователей в условиях событийной динамики. Появляется возможность определения стратегии поведения потребителей и ошибок, которые совершают участники в ходе игры.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. АлейниковРоссия
Алейников Сергей Андреевич - инженер
Санкт-Петербург, 197101
О. О. Гофман
Россия
Гофман Ольга Олеговна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Санкт-Петербург, 197101
О. О. Басов
Россия
Басов Олег Олегович - доктор технических наук, доцент, профессор
Санкт-Петербург, 197101
Список литературы
1. Tversky A., Kahneman D. Rational choice and the framing of decisions // Multiple Criteria Decision Making and Risk Analysis Using Microcomputers. 1989. P. 81–126. https://doi.org/10.1007/978-3-642-74919-3_4
2. Sheth J. Impact of Covid-19 on consumer behavior: Will the old habits return or die? // Journal of Business Research. 2020. V. 117. P. 280–283. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.059
3. Плотников В.А. Пандемия COVID-19, потребительский рынок и цифровизация // Экономическое возрождение России. 2021. № 3(69). С. 92–104. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-3-69-92-104
4. Le Busque B., Dorrian J., Litchfield C. The impact of news media portrayals of sharks on public perception of risk and support for shark conservation // Marine Policy. 2021. V. 124. P. 104341. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2020.104341
5. Sandman P.M., Miller P.M., Johnson B.B., Weinstein N.D. Agency communication, community outrage, and perception of risk: Three simulation experiments // Risk Analysis. 1993. V. 13. N 6. P. 585–598. https://doi.org/10.1111/j.1539-6924.1993.tb01321.x
6. Durfee J.L. “Social change” and “status quo” framing effects on risk perception: an exploratory experiment // Science Communication. 2006. V. 27. N 4. P. 459–495. https://doi.org/10.1177/1075547005285334
7. Nan X., Kim J., Verrill L., Daily K. Influence of risk severity and intentionality on perceptions of food contamination risks among pregnant women: an experimental investigation // Journal of Health Communication. 2020. V. 25. N 6. P. 514–521. https://doi.org/10.1080/10810730.2020.1818149
8. Otani H., Leonard S.D., Ashford V.L., Bushroe M., Reeder G. Age differences in perception of risk // Perceptual and Motor Skills. 1992. V. 74. N 2. P. 587–594. https://doi.org/10.2466/pms.1992.74.2.587
9. Мельникова Т.Ф., Мельникова А.В., Евченко М.Н., Нияскина А.В. Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских товаров // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 301–304.
Рецензия
Для цитирования:
Алейников С.А., Гофман О.О., Басов О.О. Методика организации и проведения исследования по оценке потребительской способности. Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2023;23(1):136-141. https://doi.org/10.17586/2226-1494-2023-23-1-136-141
For citation:
Aleynikov S.A., Gofman O.O., Basov O.O. Methodology for organizing and conducting a study to assess consumer ability. Scientific and Technical Journal of Information Technologies, Mechanics and Optics. 2023;23(1):136-141. (In Russ.) https://doi.org/10.17586/2226-1494-2023-23-1-136-141